Как разорить собственное предприятие или Как не выжить в кризис?

  Автор:
  Комментарии к записи Как разорить собственное предприятие или Как не выжить в кризис? отключены
  3797

много вопросовКогда все в экономике относительно гладко и стабильно, то и бизнес развивается, даже если и как-то, то не так уж и плохо. А когда экономика не стабильна, в состоянии кризиса, то даже малые недочеты в бизнесе выливаются в большие проблемы, не говоря уже о грубых ошибках и просто не знании реального положения дел и финансового состояния компании.
Итак, теперь кратко о главном. Каких ошибок стоит избегать, чтобы компания не только выжила в условиях кризиса, но и увеличила прибыль. На какие моменты обращать внимание.

Ошибка №1. Предоплата от клиента = Доход.

Деньги, поступившие от клиента в счет оплаты не отгруженного товара или не оказанной услуги, являются предоплатой. Предоплата не является доходом предприятия. Это заемные деньги до момента оказания услуги или отгрузки товара. Предоплата может быть частичной, за часть товара и после отгрузки клиент должен будет доплатить за оставшуюся часть.

Если у предприятия большие суммы авансовых платежей (предоплат), растет кредиторская задолженность. Это говорит о том, что предприятие должно будет погасить свои обязательства перед покупателем и выполнить реализацию (отгрузку товара) или оказать услуги (выполнить работы), возможно, уже потратив полученные деньги.

Ошибка №2. Рост товарооборота и товарных запасов = процветание бизнеса.

Так может считать только предприниматель, который абсолютно не ведет управленческий учет и не составляет хотя бы упрощенный вариант баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Поэтому, абсолютно не учитываются вместе с ростом товарооборота, ростом товарных запасов, которые влекут за собой расширение бизнеса, рост задолженности перед поставщиками, рост задолженности по полученным предоплатам за товар, возможно рост затрат по оплате труда, других расходов, т.д.

Всегда очень тщательно необходимо отслеживать размер наценки на товар, насколько доходы превышают расходы предприятия. Достаточно часто для роста товарооборота в сегодняшних условиях приходится снижать наценку до минимума. При этом рост товарооборота и товарные запасы могут продолжать расти за счет отложенных платежей поставщикам и предоставления товарных кредитов.

Но в какой-то момент необходимо будет погасить все отсроченные платежи и товарные кредиты. И далеко не факт, что полученной на тот момент выручки будет достаточно для погашения накопившихся кредитов. И в итоге бизнес просто умрет.

Для каждого предприятия есть жизненная необходимость ведения, пусть даже элементарного, упрощенного варианта для микробизнеса, управленческого учета. Для получения реальной картины и принятия правильных решений.

Ошибка №3. Расчетный счет предприятия = собственный карман (личный кошелек).

При таком подходе, как правило, реальным доходом собственник бизнеса считает ту сумму, которую он забирает для собственных нужд, тратит на личные расходы. Но доход предприятия (бизнеса), может быть как больше этой суммы, так и значительно меньше этой суммы.

Даже у микропредприятия имеются не только денежные средства, но и товарные запасы, и/или материалы, оборудование, мебель, оргтехника. Обязательно есть дебиторская и кредиторская задолженность.

И только когда есть управленческий учет, отражающий реальную ситуацию на предприятии, можно ответить на вопросы: «Какой доход у предприятия?» «Какая прибыль?» и «Сколько заработано и сколько можно забрать в собственный карман без ущерба для бизнеса?»

Ошибка №4. Игнорирование учета. Финансовая безграмотность.

Грубейшей ошибкой в любом бизнесе, даже самом малом, будет уверенность в том, что нет необходимости в учете и нежелание разбираться в отчетности. Даже если на предприятии есть бухгалтер, который составляет и сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность, собственнику или руководителю бизнеса необходимо принимать правильные управленческие решения. А для этого необходимо разбираться в финансовых вопросах и иметь представление о финансовой отчетности.

Обычная «жизненная ситуация» для бизнеса, когда по бухгалтерскому балансу прибыль, а на расчетном счете нет денег, и предприниматель не понимает и ошибочно делает выводы об убыточности бизнеса. Или наоборот, согласно данным бухгалтерского учета убытки, а предприниматель так не считает, так как на расчетный счет поступила определенная сумма и ожидается еще поступление. При этом абсолютно не учитывается наличие дебиторской и кредиторской задолженности, наличие материальных запасов.

Выход из ситуации, конечно же, есть. Допустим, предприниматель считает, что лично ему нет необходимости заниматься учетом. Тогда этим должен заниматься специалист в финансовых вопросах и предоставлять необходимую информацию. И для этого можно создать удобные для руководства управленческие отчеты, которые в доступной форме будут отражать реальную картину на предприятии.

Ошибка №5. Незнание величины собственного капитала.

Формула определения собственного капитала (многие специалисты считают данную концепцию традиционной):

Собственный капитал = уставный капитал + прибыль предприятия.

Или

Собственный капитал = внеоборотные активы + оборотные активы – долгосрочные обязательства – краткосрочные обязательства.

Первая формула считается бухгалтерской.

Вторая – отражает суть собственного капитала. Это разница между собственными средствами и заемными средствами, из совокупных активов вычесть внешние обязательства.

Незнание величины собственного капитала  в условиях экономического кризиса может привести к гибели бизнеса. Потому что в кризисной ситуации очень быстро сумма обязательств может значительно превысить сумму активов. А развиваться только за счет кредитов (заемных средств) невозможно.

Избегайте ошибок! Принимайте правильные управленческие решения!

Когда у Вас возникнут вопросы, свяжитесь со мной и получите профессиональную консультацию.