Деньги получены ≠ доходы, деньги потрачены ≠ расходы?

  Автор:
  Комментарии к записи Деньги получены ≠ доходы, деньги потрачены ≠ расходы? отключены
  3325

Уважаемые господа предприниматели! Давайте сразу определяться, чтобы не допускать ошибок и не делать ошибочных выводов о состоянии дел в бизнесе.

Любые израсходованные деньги далеко не всегда являются расходами, а полученные на счет или в кассу – доходами.

А по факту получается так:

— Мне заплатили на расчетный счет. Вот я получил доход 100 тыс. рублей.

— А почему вы считаете, что это доход?

— Ну, я же получил эти деньги. Я же эту сумму показал как доход в книге.  Значит, это мой доход.

— Для налогообложения, возможно, да (сейчас мы не рассматриваем тонкости учета для составления отчетности в ФНС и уплаты налогов). Но мы же с вами сейчас говорим о доходах для вас, как предпринимателя. Поэтому далеко не факт, что то, что вы сейчас получили на расчетный счет, является вашим доходом.

Варианты:

  1. Деньги получены. Клиент выполнил оплату (предоплату) услуг. Услуги еще не оказаны. Следовательно, сумма, полученная на расчетный счет, не является доходом предпринимателя до тех пор, пока услуги не будут оказаны (или, если это торговая операция, то товар не будет передан покупателю (для простоты опускаем юридические тонкости момента  перехода права собственности на товар)).

Предоплата, полученная от покупателя, является обязательством и ее нужно будет отработать (предоставить товар). Только в этом случае, полученные деньги станут собственностью и доходом предпринимателя.

А если предоплата будет возвращена покупателю, то доход вообще не возникнет.

  1. Оформлен кредит. Получены деньги на расчетный счет.  Да, деньги поступили на расчетный счет, но это не доход, а обязательство, которое необходимо погасить в соответствии с условиями кредитного договора.

 

Аналогичная ситуация и с расходами:

  1. Вы приобрели дорогостоящее оборудование (или мебель, или оргтехнику, или транспорт) для развития бизнеса  с помощью которого длительное время будете оказывать услуги, выполнять работы. Это не расходы, это активы. Вы будете их использовать и извлекать из них выгоду (получать доход) в течение определенного достаточно длительного времени. В расходы эта потраченная единовременно сумма будет учитываться не сразу, а частями в течение использования оборудования в деятельности.

 

  1. Вы купили / заправили автомобиль, используемый в деятельности, а не для поездки выходного дня (о том, что деньги на личные нужды и бизнес — деньги надо разделять по разным кошелькам, мы уже говорили). Произошел обмен одного актива – «деньги» на другой актив — «топливо». Как только вы его использовали, актив «топливо» перестал существовать и появился расход, который необходимо отразить в учете.

 

  1. Если в текущем месяце вы оплатили аренду производственного или офисного помещения, то в этом же месяце эту услугу получили и потребили.  В этом случае, потраченные деньги = расход.

 

А теперь немного теории  и цитата МСФО, п.70 Принципов составления и представления финансовой отчетности,

Доход — «увеличение экономических выгод за отчетный период в форме притока или прироста активов или сокращения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанном с вкладами участников капитала».

Расходы — это «уменьшение экономических выгод за отчетный период в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, что выражается в сокращении капитала, не связанном с выплатами участникам капитала»

А теперь опять переходим к «нормальному человеческому языку»

=========

Что делать?

  1. Не путать движение денег и получение прибылей и  убытков от деятельности.
  2. Отдельно вести учет движения денежных средств с целью получения картины движения денег (отчет о движении денежных средств): откуда поступили и куда потрачены
  3. Отдельно вести учет доходов и расходов для получения отчета о прибылях и убытках, для анализа прибыльности или убыточности как всей деятельности, так и отдельных направлений.